понедельник, 14 февраля 2022 г.

Посейдон водный бог

Посейдон - морской властитель и один из трёх верховных богов в Древней Греции наравне с Зевсом и Аидом, которым приходится братом. Сын титанов - Кроноса и Реи. После события называемого "победа над титанами", с которыми воевала и богиня Афина Посейдону досталась морская стихия и он оттеснил других морских богов. У Посейдона- земледержца в Одиссеи упоминается несколько жён, любовниц и сыновья Нелей и  Пелиас (Пелей), Навсифой, циклоп Полифем, Отос и Эфиальт, задумавшие уничтожить Олимп.

Греческий Пантеон богов Верховные

Посейдон очень не любил Одиссея и его спутников, возможно это связано с давней войной богов олимпийцев и титанов, а также с уничтоженной без особых причин Троей, которой покровительствовал морской царь. В Песне 1 говорится что среди верховных богов Посейдон лишь единственный упорствовал гнать Одиссея, что подтверждает эту теорию и сразу обнаруживает не большой раскол между верховными богами. 

" Ей возражая, ответствовал туч собиратель Кронион:
"Странное, дочь моя, слово из уст у тебя излетело.
Я позабыл Одиссея, бессмертным подобного мужа,
Столь отличенного в сонме людей и умом и усердным
Жертв приношеньем богам, беспредельного неба владыкам?
Нет! Посейдон, обволнитель земли, с ним упорно враждует,
Все негодуя за то, что циклоп Полифем богоравный
Им ослеплен: из циклопов сильнейший, Фоосою нимфой,
Дочерью Форка, владыки пустынно-соленого моря,
Был он рожден от ее с Посейдоном союза в глубоком
Гроте. Хотя колебатель земли Посейдон Одиссея
Смерти предать и не властен, но, по морю всюду гоняя,
Все от Итаки его он отводит. Размыслим же вместе,
Как бы отчизну ему возвратить. Посейдон отказаться
Должен от гнева: один со всеми бессмертными в споре,
Вечным богам вопреки, без успеха он злобствовать будет".

В Песне 3 приносится обильное жертвоприношение на бреге в честь Посейдона.

Тою порою достигнул корабль до Нелеева града
Пышного, Пилоса. В жертву народ приносил там на бреге
Черных быков Посейдону, лазурнокудрявому богу;
Было там девять скамей; на скамьях, по пяти сот на каждой,
Люди сидели, и девять быков перед каждою было.
Сладкой отведав утробы, уже сожигали пред богом
Бедра в то время, как в пристань вошли мореходцы. 

Царь Нестор приглашает присоединится 2х путников сына Одиссея и Афину в образе юноши благородных кровей к празднику жертвоприношения морского богу:

Странник, ты должен призвать Посейдона-владыку: вы ныне
Прибыли к нам на великий праздник его; совершивши
Здесь, как обычай велит, перед ним возлиянье с молитвой,
Ты и товарищу кубок с напитком божественно-чистым
Дай, он, я думаю, молится также богам, поелику
Все мы, люди, имеем в богах благодетельных нужду.

После чего Афина громко, немного вызывающе, молится Посейдону, прося даровать счастье дому Нестора, а им с Телемахом закончить начатое, делает 2 возлияния и передаёт кубок Телемаху и он тоже молится Посейдону.

В Песне 4 упоминается как Посейдон разгневан и на Аякса и, похоже, что на всех участников-победителей Троянской войны. Последней каплей в гневе Посейдона перед убийством Аякса стало то, что будущий убиенный падая в морскую пучину в бурю, позволил себе сказать: "что против богов избежит потопленья" За что был брошен Посейдоном на скалу и скала сломалась на две части ии "так он погиб, злополучный, упившись соленою влагой" Самое изречение Гомер называет "святотатным". 

С длинновесельными в бурю морскую погиб кораблями
Сын Оилеев Аякс; Посейдон их к великой Гирейской
Бросил скале; самого же Аякса из вод он исторгнул;
Спасся б от гибели он вопреки раздраженной Афине,
Если б в безумстве изречь не дерзнул святотатного слова:
Он похвалился, что против богов избежит потопленья.
Дерзкое слово царем Посейдоном услышано было;
Сильной рукой он во гневе схватил свой ужасный трезубец,
Им по Гирейской ударил скале, и скала раздвоилась;
Часть устояла; кусками рассыпавшись, в море другая
Рухнула вместе с висевшим на ней святотатным Аяксом;
С нею и он погрузился в широкошумящее море;
Так он погиб, злополучный, упившись соленою влагой.

В Песне 5 расписывается ненависть Посейдона к Одиссею более подробно.

В Песне 6 упоминается огромный храм Посейдона, который стоит на гладкоотесанных камнях, там же сушат весла для кораблей, снасти и другое снаряжение.

В Песне 7 Афина в образе старца говорит, что местные люди, которым Посейдон открыл морскую бездну и их корабли быстротечны, не любят гостей и просит Одиссея с ними не разговаривать, как-будто что-то скрывая. А учитывая сколько раз Афина шла на такие хитрости, то явно похоже, что люди, благословленные Посейдоном не любят ахейцев, как и Посейдон. 

Здесь же упоминается ещё один сын Посейдона - Навсифой, родившийся от. Перибеи. У Навсифоя рождается Рексенор с Алкиноем. После смерти Рексенора Алкиной женится на его дочере сироте Арете, которая очень почитаема народом, самим царем и имеет огромное влияние. Сын Посейдона показан как порядочный человек и семьянин.

Сын Навсифой Посейдоном земли колебателем прижит
Был с Перибеей, всех дев затмевавшей своей красотою,
Младшею дочерью мужа могучего Евримедонта,
Бывшего прежде властителем буйных гигантов; но сам он
Свой погубил святотатный народ и себя самого с ним.
Дочь же его возлюбил колебатель земли; от союза
С ней он имел Навсифоя; и первым царем феакиян
Был Навсифой; от него родились Рексенор с Алкиноем;
Но Рексенор, сыновей не имев, сребролуким застрелен
Был Аполлоном на пире вторичного брака, оставив
Дочь сиротою, Арету; и, с ней Алкиной сочетавшись,
Так почитает ее, как еще никогда не бывала
В свете жена, свой любящая долг, почитаема мужем;
Нежную сердца любовь ей всечасно являют в семействе
Дети и царь Алкиной; в ней свое божество феакийцы
Видят, и в городе с радостно-шумным всегда к ней теснятся
Плеском, когда меж народа она там по улицам ходит.
Кроткая сердцем, имеет она и возвышенный разум,
Так что нередко и трудные споры мужей разрешает.
Если моленья твои с благосклонностью примет царица,
Будет тогда и надежда тебе, что возлюбленных ближних,
Светлый свой дом, и семью, и отечество скоро увидишь".

В Песне 8, в истории спетой Демодоком Посейдон принимает сторону возлегшего с женой Гефеста, Арея и освобождает любовников от чар с помощью того, что добивается от Гефеста согласия отпустить их, если он оплатит, тот соглашается и чары разрушаются. Также он недоволен тем, что феакйцы развозят путников по морям бесплатно. 

В Песне 9 у Посейдона находится ещё один сын - циклоп Полифем, которому Одиссей выкалывает глаз, хитростью, вместе со спутниками убегает и уплывая дразнит. 

Гомер упоминает два сына Посейдона наряду с той самой загадочной историей родословной царя Мелампа, который правил за 2 поколения в Песне 11. Когда Одиссей по настоянию Цирцеи посещает царство мёртвых к нему выходит, среди прочего, несколько жён и матерей героев, среди которых есть Тиро. От этого союза рождаются Нелей и Пелей. 

Между реками земными прекраснейшей, Тиро пленила;
Часто она посещала прекрасный поток Энипея;
В образ облекся его Посейдон-земледержец, чтоб с нею
В устье волнисто-кипучем реки сочетаться любовью;
Воды пурпурные встали горой и, слиявшись прозрачным
Сводом над ними, сокрыли от взоров и бога и деву.
Девственный пояс ее развязал он, ей очи смеживши
Сном; и когда, распаленный, свое утолил вожделенье,
За руку взял, и по имени назвал ее, и сказал ей:
«Радуйся, богом любимая! Прежде чем полный свершится
Год, у тебя два прекрасные сына родятся (бесплоден
С богом союз не бывает), и их воспитай ты с любовью.
Но, возвратяся к домашним, мое называть им страшися
Имя; тебе же откроюсь: я бог Посейдон-земледержец».
Так он сказав, погрузился в морское глубокое лоно.
В срок от нее близнецы Пелиас и Нелей родилися;
Слуги могучие Зевса-эгидоносителя были
Оба они; обладая стадами баранов, в Иолкосе
Тучнополянистом жил Пелиас; а Нелей жил в песчаном
Пилосе. 

Также Гомер указывает, что у Тиро потом было ещё 3 сына, еще больше привлекая внимание на родословных людей, замешанных в истории между царём Мелампом, Нелеем и его дочерью.

Но от Крефея еще родились у прекрасной
Тиро Эсон, и Ферет, и могучий ездок Амифион.

Потом ему является Хлорида, с которой сочетался сын Посейдона Нелей. От этого союза родилось 3 сына и многославная дочь Пера, которую Нелей отдавал только за того, кто быков круторогих пригонит с поля Филакии. 

После явилась Хлорида; ее красотою пленяся,
Некогда с ней сочетался Нелей, дорогими дарами
Деву прельстивший; был царь Амфион Иасид, Орхомена
Града Мининского славный властитель, отец ей; царица
Пилоса, бодрых она сыновей даровала Нелею:
Нестора, Хромия, жадного почестей Периклимена;
После Хлорида и дочь родила, многославную Перу,
Дивной красы; женихи отовсюду сошлись, но тому лишь
Дочь непреклонный Нелей назначал, кто быков круторогих
С поля Филакии сгонит, отняв у царя Ификлеса
Силой все стадо его.

Упоминается, что Одиссей должен принести в жертву Посейдону барана, быка и свиней, когда его путешествие будет окончено. Была там и жена  Алоея - Имфидея, которая хвалилась тем, что с ней тоже сочетался Посейдон и у него от него было 2 сына Отос и Эфиальт, которые рано погибли из-за того, что задумали восстать против богов. 

В Песне 3 упоминается некий "Нелеев град Пилос". Там правит сын Нелеев - Нестор. Царь ахеян поддерживает Телемаха в том, что поведение женихов не справедливо. И потомки Посейдона, как он и обещал, живут в достатке и при должностях.

Вышед из спальни, он сел на обтесанных, гладких, широких
Камнях, у двери высокой служивших седалищем, белых,
Ярко сиявших, как будто помазанных маслом, на них же
Прежде Нелей восседал, многоумием богу подобный;
Но уж давно уведен был судьбой в обитель Аида.
Ныне ж на камнях Нелеевых Нестор воссел, скиптроносный
Пестун ахеян. К нему сыновья собралися, из спален
Вышед: Ехефрон, Персей, Стратион, и Аретос, и юный
Богу подобный красой Фрасимед; наконец и шестой к ним,

Младший из братьев пришел, Писистрат благородный. И рядом
С Нестором сесть приглашен был возлюбленный сын Одиссеев

В Песне 15 Телемах спит в обнимку с сыном Нестора Писистратом, когда они вместе посещают царя Менелая и прекрасную Елену. Здесь же наконец-то раскрывается интрига почему в Песне 11 упоминается Филакия и расписаны подробно потомки Нелея. Дело в том, что у Мелампа, тогдашнего царя Пилоса произошло какое-то происшествие связанной с будущим царём Пилоса Нелеем и его дочерью, а Меламп таки пригоняет быков из Филакии, но меняет царство и с тех пор правит в Спарте.

Из изложенного в поэме Гомера можно сделать выводы, что Посейдон в Древней Греции был очень важным и влиятельным богом высшей категории. Имел независимый характер и своих собственных любимых и не любимых смертных. 





Комментариев нет:

Отправить комментарий