Благодаря поэмам Гомера, мы можем много узнать о древне-греческой быте, мебели и интерьерах элладского периода. Того времени, когда шла Троянская война, Одиссей возвращался домой, а в Египте в Фивах было странное захоронение, явно греческого стиля, которое как-то странно перекликается с родословной царя Мелампа, которую очень тщательно с мелкими деталями перепел поэт в песне 14. Мы собрали в этой статье все выдержки из поэмы, которые касаются мебели и интерьера.
В Песне 1 говорится, что гости сидят на шкурах убитых быков, а столы сдвигаются, после протирания губчатой губкой.
Вообще, в Одиссеи много внимания уделяется тому, на чём человек сидит. В данном случае люди сидят на шкурах животных, что отдаёт некой первобытностью в интерьере.
В Песне 2 говорится, что в домах есть погреба, и даже тайные погреба в которых хранится вино, которое перед употреблением наливают в амфоры и мука, которую насыпают в меха.
Очевидно, что в Элладе, уже знают как делать вино, как его хранить, а тайные погреба говорят о том, что в домах полно гостей, которые вполне могут ими пользоваться, и только тайный погреб, способ сохранить стратегический запас продовольствия.
В Песне 3 говорится, что у царя была баня, а гостей рассаживали на стульях и креслах.
Автор в этой песне уделяет 2 раза внимание местам, где люди сидят. В пировой стоят стулья и кресла. А царь Нестор, когда выходит из спальни, садится на обтёсанные камни. Также упоминается, что на них восседал Нелей, тот самый сын Посейдона и царь Пилоса во времена Мелампа, о чём говорится в Песне 14. То есть, это не простые камни, это гладкоотесанные камни на которых ещё 3 поколения назад восседала венценосная особа, что говорит о невероятном прогрессе времён Одиссея.
Гомер регулярно описывает, как люди моются, иногда в озерах, моют руки перед едой, а у некоторых есть баня или купальни. То есть на гладкоотесанных камнях сидели чистоплотные люди, которые каждый день соблюдали гигиену.
В Песне 4 упоминается, что у царя в Спарте богато украшенные палаты, есть купальни, гости рассаживаются на стульях. Телемах, сидя за столом шепчет Писистрату:
«Несторов сын, мой возлюбленный друг, Писистрат благородный,
Видишь, как много здесь меди сияющей в звонких покоях;
Блещет все златом, сребром, янтарями, слоновою костью;
Зевс лишь один на Олимпе имеет такую обитель;
Что за богатство! Как много всего! С изумленьем смотрю я».
Палаты царя по нашим меркам невозможно богаты. В интерьере огромное количество драгоценностей - золото, серебро и янтарь. Используется медь и слоновая кость.
В Песне 6 говорится, что у порога светлой двери дочки царя спят две служанки. То есть быть довольно прост и, одновременно, очень богат.
В Песне 7 упоминаются "блестящие царевые палаты" Алкиноя и его жены Ареты, которые описываются подробно:
Медные стены во внутренность шли от порога и были
Сверху увенчаны светлым карнизом лазоревой стали;Вход затворен был дверями, литыми из чистого злата;
Притолки их из сребра утверждались на медном пороге;
Также и князь их серебряный был, а кольцо золотое.
Две - золотая с серебряной - справа и слева стояли,
Хитрой работы искусного бога Гефеста, собаки
Стражами дому любезного Зевсу царя Алкиноя:
Были бессмертны они и с течением лет не старели.
Стены кругом огибая, во внутренность шли от порога
Лавки богатой работы; на лавках лежали покровы,
Тканные дома искусной рукою прилежных работниц;
Мужи знатнейшие града садилися чином на этих
Лавках питьем и едой наслаждаться за царской трапезой.
Зрелися там на высоких подножиях лики златые
Отроков; светочи в их пламенели руках, озаряя
Ночью палату и царских гостей на пирах многославных.
Медные стены, вверху карниз из лазоревой стали, двери из чистого золота, притолки на медном пороге из серебра. Скульптура князя при входе тоже была из серебра с золотым кольцом, собака одна из серебра, а вторая из золота. Вдоль полукруглых стен стоят лавки "богатой работы", на них тканые покровы. Там же стояли златые портреты отроков со свечами в руках на специальных подножиях.
Упоминается огонь очага и пепел рядом с ним на который садится Одиссей, после того, как обнимал колени царицы и просил помощи, после чего его пересаживают на "сребнокованный" стул. Одиссея кладут спать на прорезную кровать.
Тою порой повелела царица Арета рабынямВ сенях поставить кровать, на нее положить пурпуровый
Мягкий тюфяк и богатый ковер разостлать; на ковер же
Теплым покровом для тела косматую мантию бросить.
В Песне 8 тоже упоминается серебряный стул и высокая колонна, к которой на этом стуле прислонился персонаж, что говорит о том, что стулья были без спинок, а лиры висели на гвозде на стене.
В Песне 10, упоминается, что остров Эолия полностью обнесён медью. У Цирцеи есть среброгвоздный стул, также используются скамейки для ног, подушки для кресел, на которые сверху кладутся ковры, а на ковры полотняные ткани, пододвигается гладкий стол, а свиньи живут прямо в специальном загоне в доме.
Введши в покои меня и на стул посадив среброгвоздныйРедкой работы (для ног же была там скамейка)
Месте, просторный, отвсюду обходный; его для свиных там
Стад свинопас, не спросясь ни с царицей, ни с старцем Лаэртом,
Сам, поелику его господин был отсутствен, из твердых
Камней построил; ограда терновая стены венчала;
Тын из дубовых, обтесанных, близко один от другого
В землю вколоченных кольев его окружал; на дворе же
Целых двенадцать просторных закут для свиней находилось:
Каждую ночь в те закуты свиней загоняли, и в каждой
Их пятьдесят, на земле неподвижно лежащих, там было
Все потолка перекладины, все здесь колонны так ясно
Видны глазам, так блистают, как будто б пожар был кругом их
Этой кровати. И я, не иной кто, своими руками
Сделал ее. На дворе находилася маслина с темной
Сению, пышногустая, с большую колонну в объеме;
Маслину ту окружил я стенами из тесаных, плотно
Сложенных камней; и, свод на стенах утвердивши высокий,
Двери двустворные сбил из досок и на петли навесил;
После у маслины ветви обсек и поблизости к корню
Ствол отрубил топором, а отрубок у корня, отвсюду
Острою медью его по снуру обтесав, основаньем
Сделал кровати, его пробуравил, и скобелью брусья
Выгладил, в раму связал и к отрубку приладил, богато
Золотом их, серебром и слоновою костью украсив;
Раму ж ремнями из кожи воловьей, обшив их пурпурной
Тканью, стянул. Таковы все приметы кровати.
Дом окружен был; и днем под навесом рабы собирались
Вместе работать и вместе обедать; а ночью там вместе
Спали;
Вместе за стол надлежащим порядком на креслах и стульях
Комментариев нет:
Отправить комментарий