пятница, 28 января 2022 г.

Мебель Эллада

 Благодаря поэмам Гомера, мы можем много узнать о древне-греческой быте, мебели и интерьерах элладского периода. Того времени, когда шла Троянская война, Одиссей возвращался домой, а в Египте в Фивах было странное захоронение, явно греческого стиля, которое как-то странно перекликается с родословной царя Мелампа, которую очень тщательно с мелкими деталями перепел поэт в песне 14. Мы собрали в этой статье все выдержки из поэмы, которые касаются мебели и интерьера.


По поэмам Гомера можно разобраться в ритуалах, обычаях жертвоприношения, хорошим манерам вести беседу, питании и быте древних греков. Быт, интересен прежде всего, ведь так интересно представить интерьер в деталях, того времени, а информацию нужно собирать по крупицам. Мы уже воссоздали пол и росписи стен того, периода и теперь, Гомер поможет нам разобраться с деталями. 

В Песне 1 говорится, что гости сидят на шкурах убитых быков, а столы сдвигаются, после протирания губчатой губкой.

Вообще, в Одиссеи много внимания уделяется тому, на чём человек сидит. В данном случае люди сидят на шкурах животных, что отдаёт некой первобытностью в интерьере.

В Песне 2 говорится, что в домах есть погреба, и даже тайные погреба в которых хранится вино, которое перед употреблением наливают в амфоры и мука, которую насыпают в меха. 

Очевидно, что в Элладе, уже знают как делать вино, как его хранить, а тайные погреба говорят о том, что в домах полно гостей, которые вполне могут ими пользоваться, и только тайный погреб, способ сохранить стратегический запас продовольствия.

В Песне 3 говорится, что у царя была баня, а гостей рассаживали на стульях и креслах. 

Автор в этой песне уделяет 2 раза внимание местам, где люди сидят. В пировой стоят стулья и кресла. А царь Нестор, когда выходит из спальни, садится на обтёсанные камни. Также упоминается, что на них восседал Нелей, тот самый сын Посейдона и царь Пилоса во времена Мелампа, о чём говорится в Песне 14. То есть, это не простые камни, это гладкоотесанные камни на которых ещё 3 поколения назад восседала венценосная особа, что говорит о невероятном прогрессе времён Одиссея.

Гомер регулярно описывает, как люди моются, иногда в озерах, моют руки перед едой, а у некоторых есть баня или купальни. То есть на гладкоотесанных камнях сидели чистоплотные люди, которые каждый день соблюдали гигиену.

В Песне 4 упоминается, что у царя в Спарте богато украшенные палаты, есть купальни, гости рассаживаются на стульях. Телемах, сидя за столом шепчет Писистрату:

«Несторов сын, мой возлюбленный друг, Писистрат благородный,
Видишь, как много здесь меди сияющей в звонких покоях;
Блещет все златом, сребром, янтарями, слоновою костью;
Зевс лишь один на Олимпе имеет такую обитель;
Что за богатство! Как много всего! С изумленьем смотрю я».

Палаты царя по нашим меркам невозможно богаты. В интерьере огромное количество драгоценностей - золото, серебро и янтарь. Используется медь и слоновая кость.

Когда выходит Елена, ей пододвигают "кресло богатой работы", в ноги кладут богатый ковёр, дают прялку златую, которая лежит в овальной корзине из серебра с золотыми краями, в которой лежала шерсть пурпурного цвета. Золотая прялка в корзине из серебра с золотыми краями. Невероятная роскошь.

Также упоминается, что Афина, проникая в спальню Пенелопы, не трогает "ремень у задвижки".

В Песне 6 говорится, что у порога светлой двери дочки царя спят две служанки. То есть быть довольно прост и, одновременно, очень богат.

В Песне 7 упоминаются "блестящие царевые палаты" Алкиноя и его жены Ареты, которые описываются подробно:

Древне-греческая скамейка

Медные стены во внутренность шли от порога и были

Сверху увенчаны светлым карнизом лазоревой стали;
Вход затворен был дверями, литыми из чистого злата;
Притолки их из сребра утверждались на медном пороге;
Также и князь их серебряный был, а кольцо золотое.
Две - золотая с серебряной - справа и слева стояли,
Хитрой работы искусного бога Гефеста, собаки
Стражами дому любезного Зевсу царя Алкиноя:
Были бессмертны они и с течением лет не старели.
Стены кругом огибая, во внутренность шли от порога
Лавки богатой работы; на лавках лежали покровы,
Тканные дома искусной рукою прилежных работниц;
Мужи знатнейшие града садилися чином на этих
Лавках питьем и едой наслаждаться за царской трапезой.
Зрелися там на высоких подножиях лики златые
Отроков; светочи в их пламенели руках, озаряя
Ночью палату и царских гостей на пирах многославных.

Медные стены, вверху карниз из лазоревой стали, двери из чистого золота, притолки на медном пороге из серебра. Скульптура князя при входе тоже была из серебра с золотым кольцом, собака одна из серебра, а вторая из золота. Вдоль полукруглых стен стоят лавки "богатой работы", на них тканые покровы.  Там же стояли златые портреты отроков со свечами в руках на специальных  подножиях.

Упоминается огонь очага и пепел рядом с ним на который садится Одиссей, после того, как обнимал колени царицы и просил помощи, после чего его пересаживают на "сребнокованный" стул. Одиссея кладут спать на прорезную кровать.

Тою порой повелела царица Арета рабыням
В сенях поставить кровать, на нее положить пурпуровый
Мягкий тюфяк и богатый ковер разостлать; на ковер же
Теплым покровом для тела косматую мантию бросить.

В Песне 8 тоже упоминается серебряный стул и высокая колонна, к которой на этом стуле прислонился персонаж, что говорит о том, что стулья были без спинок, а лиры висели на гвозде на стене. 

В Песне 10,  упоминается, что остров Эолия полностью обнесён медью. У Цирцеи есть среброгвоздный стул, также используются скамейки для ног, подушки для кресел, на которые сверху кладутся ковры, а на ковры полотняные ткани, пододвигается гладкий стол, а свиньи живут прямо в специальном загоне в доме.

Введши в покои меня и на стул посадив среброгвоздный
Редкой работы (для ног же была там скамейка)

В Песне 14 описывается дом старика Евмея, свинопаса и раба Одиссея.

Дом же стоял на высоком, открытом и кругообзорном
Месте, просторный, отвсюду обходный; его для свиных там
Стад свинопас, не спросясь ни с царицей, ни с старцем Лаэртом,
Сам, поелику его господин был отсутствен, из твердых
Камней построил; ограда терновая стены венчала;
Тын из дубовых, обтесанных, близко один от другого
В землю вколоченных кольев его окружал; на дворе же
Целых двенадцать просторных закут для свиней находилось:
Каждую ночь в те закуты свиней загоняли, и в каждой
Их пятьдесят, на земле неподвижно лежащих, там было

В Песне 16, Одиссей просит сына унести доспехи из пировой комнаты и спрятать их, они развешены по стенам. Есть стулья, которые упоминаются как гладкие. То есть дерево уже могли обрабатывать, но это ещё было роскошью обработать гладко дерево.

В Песне 17 указывается специальная скамья, для человека который разделывает мясо, она находится прямо в пировой, опять упоминаются стулья как важный атрибут интерьера и уважения к гостю, столы расставлены так, что между ними можно ходить. 

В Песне 18 есть описание гостевой палаты в доме царя Итаки, переносные факелы, горячая зола высыпается на пол, чтобы осветить палату, стул накрытый овчиной, медный таз.

Гладкие стены палаты, сосновые средние брусья,
Все потолка перекладины, все здесь колонны так ясно
Видны глазам, так блистают, как будто б пожар был кругом их

В Песне 23 описывается устройство кровати, которую сделал Одиссей, вместе со спальней. 

заключалася тайна в устройстве
Этой кровати. И я, не иной кто, своими руками
Сделал ее. На дворе находилася маслина с темной
Сению, пышногустая, с большую колонну в объеме;
Маслину ту окружил я стенами из тесаных, плотно
Сложенных камней; и, свод на стенах утвердивши высокий,
Двери двустворные сбил из досок и на петли навесил;
После у маслины ветви обсек и поблизости к корню
Ствол отрубил топором, а отрубок у корня, отвсюду
Острою медью его по снуру обтесав, основаньем
Сделал кровати, его пробуравил, и скобелью брусья
Выгладил, в раму связал и к отрубку приладил, богато
Золотом их, серебром и слоновою костью украсив;


Раму ж ремнями из кожи воловьей, обшив их пурпурной
Тканью, стянул. Таковы все приметы кровати.

В Песне 24 описывается дом старика Лаэрта, отца Одиссея и дедушки Телемаха. 

Сад там и дом он имел; отовсюду широким навесом
Дом окружен был; и днем под навесом рабы собирались
Вместе работать и вместе обедать; а ночью там вместе
Спали;


Также здесь ещё раз подтверждается некая стулово-кресловая иерархия.

обильный обед приготовив и севши
Вместе за стол надлежащим порядком на креслах и стульях

Комментариев нет:

Отправить комментарий